Отчего черви не толстеют, как люди

Продукты с высоким содержанием сахара часто являются наиболее привлекательными и желанными для потребителей, однако страсть к сладостям, как правило, приводит к избыточному весу. Новое исследование, проведённое специалистами университета Южной Каролины, показало, что в некоторых случаях такой "расплаты" можно всё же избежать. Правда, пока лишь в случае модельных организмов — червей-нематод вида Caenorhabditis elegans.

Учёные идентифицировали ген, который помогает по-особенному обрабатывать сладкие продукты, потенциально подавляя проблемы с весом, идущие рука об руку с нездоровым питанием.

Отчего черви не толстеют, как люди CVAVR AVR CodeVision cvavr.ru

Учёные из школы геронтологии Дэвиса обнаружили у червей мутантный ген под названием SKN-1. Учёные кормили червей продуктами с высоким содержанием сахара (эквивалентными по воздействию на организм так называемой западной диете) и не обнаружили набора в весе у тех особей, что обладали гиперактивным геном. В то же время те животные, у которых ген был обычным, быстро набирали свои нанограммы.

Аналогичный мутантный ген присутствует и в организме человека (называется он Nrf2). Описанный как фактор транскрипции ген способствует очищению клеток от токсинов и самовосстановлению в случае повреждения химически активным кислородом. Эти свойства делают ген новой мишенью для фармацевтических компаний, которые уверены, что он играет определённую роль в производстве антиоксидантов и помогает замедлить старение.

Команда надеется, что положительный эффект работы мутантного гена на червей можно также транслировать и на людей.

Правда, это не означает, что уже сейчас можно налегать на жирные бургеры, сладкую газировку, картошку фри и многослойные торты в надежде на новые лекарства. Исследование до сих пор проводилось лишь с участием червей и человеческих клеток в чашках Петри. Кроме того, повышение активности Nrf2 учёные часто связывают с агрессивными раковыми заболеваниями у людей, а потому не факт, что его "разгон" будет так уж полезен для здоровья.

"Нам предстоит ещё многому научиться, – сообщает ведущий автор исследования Шон Карран (Sean Curran). – Если нам удастся точечно активировать Nrf2 в определённых тканях при необходимости, то, возможно, мы сумеем воспользоваться его потенциальными преимуществами".

В ближайших планах исследовательской группы — проведение экспериментов на мышах, а также выяснение всех возможных побочных эффектов потенциального лекарства от ожирения.

Научная статья группы Каррана была опубликована в журнале Nature Communications.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2014-10-14-72143