Телескоп fermi нашел пульсар-трансформер

В конце июня прошлого года ученые наблюдали за внезапной резкой переменой в поведении двойной звезды, одной из составляющих которой была быстро вращающаяся нейтронная звезда. «Радиомаяк» пульсара внезапно погас, и в то же самое время гамма-свечение системы увеличилось в пять раз. Это зафиксировал космический гамма-телескоп Fermi.

По мнению ученых, эта перемена отражает неравномерное взаимодействие между пульсаром и его компаньоном, - благодаря этому у ученых появилась редкая возможность исследовать редкую переходную фазу в жизни этой двойной системы.

Система AY Sextantis состоит из двух звезд, которые вращаются вокруг общего центра массы. Она расположена на расстоянии около 4400 световых лет от Земли в созвездии Секстанта (Sextans), и состоит из 1,7-миллисекундного пульсара PSR J1023+0038 и звезды, масса которой приблизительно в пять раз меньше Солнечной. Орбитальный период звезд – всего 4,8 часа, то есть они расположены так близко друг к другу, что пульсар постепенно «испаряет» своего компаньона.

Обычно молодые пульсары появляются в одиночестве, однако более половины миллисекундных пульсаров рождается в двойных системах, что, по мнению астрономов, является одним из объяснений их чрезвычайно высокой скорости вращения: передача и аккумуляция вещества от компаньона к пульсару увеличивает эту скорость.

Во время начальной стадии передачи пассы система представляет собой низкомассивную рентгеновскую двойную, в которой более медленно вращающаяся нейтронная звезда излучает рентген-пульсации по мере того, как горячий газ устремляется к ее поверхности. Через миллион лет, когда поток вещества прекратится, система будет классифицирована как ускорившийся миллисекундный пульсар с радио-эмиссиями, которые подпитывает быстро вращающееся магнитное поле.

Чтобы больше узнать о скорости вращения и орбитальной эволюции PSR J1023+0038, за системой постоянно наблюдали с помощью радио-телескопов Lovell Telescope и Westerbork Synthesis Radio Telescope. Благодаря этим наблюдениям удалось выяснить, что радио-сигнал пульсара «выключился» и начать искать соответствующие перемены в гамма-излучении.

По мнению ученых, сейчас мы наблюдаем последние этапы ускорения миллисекундного пульсара.

Работа, посвященная этому исследованию, была опубликована в выпуске Astrophysical Journal от 20 июля.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2014-07-23-68690