Астрономы нашли воду в атмосфере коричневого карлика

Ученые сообщают, что они нашли следы водяных облаков на поверхности коричневого карлика WISE J0855-0714.

WISE J0855-0714 в представлении художника.

WISE J0855-0714 в представлении художника. Иллюстрация: Robert Hurt/JPL, Janella Williams/Penn State University

Отметим, что коричневый карлик WISE J0855-0714 (полное обозначение WISE J085510.83–071442.5) находится на расстоянии 7,27 световых лет от Солнца в созвездии Гидры. Объект был открыт в 2013 году астрономами по данным телескопа WISE. Предположительно, коричневый карлик WISE J0855-0714,имеет температуру поверхности от минус 48 до минус 13 градусов по Цельсию. Тем самым этот коричневый карлик является  самым холодным и самым близким к Земле объектом такого рода (кроме того, это четвертый по удаленности от Солнца объект вне Солнечной системы).

Кроме того, интересен WISE J0855-0714 и своей относительно малой массой - анализ показывает, что его масса может быть всего от 3 до 10 раз больше массы Юпитера. Тогда это, скорее всего все же планета, а не коричневый карлик, которая могла быть изгнана из какой-нибудь звездной системы. Однако, авторы открытия уверены, что это все же коричневый карлик, так как этот тип «недозвезд»  довольно сильно распространен в нашей Вселенной и образовался он как самый обычный коричневый карлик.

Подобные объекты образуются по тому же сценарию, что и звезды: в результате сжатия газопылевого облака под воздействием собственной гравитации. Как и в других звездах, в коричневых карликах могут протекать термоядерные процессы, но их масса все же слишком мала, чтобы начать реакцию превращения атомов водорода в атомы гелия, являющуюся главным условием для жизни полноценной звезды. Если это так, то WISE J0855-0714 может стать самым легким коричневым карликом, найденным в космосе. К тому же придется провести изменения в классификации, так как сейчас к классу коричневых карликов относятся объекты с массами от 12,57 до 80,35 массы Юпитера.

В своем исследовании ученые использовали данные наблюдения космического телескопа WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer), а также 6,5-метрового телескопа обсерватории Лас-Кампанас. Проанализировав 151 инфракрасных снимков WISE J0855-0714, ученые пришли к мнению, что, скорее всего, в атмосфере коричневого карлика присутствуют водяные облака. Более подробно о WISE J0855-0714 станет известно после запуска космического телескопа «Уэбба», который должен придти на смену космическому телескопу «Хаббл».