Астрономы обнаружили первое в истории гиперзвуковое шаровое скопление

Впервые в истории астрономии было обнаружено скопление звезд, которое в прямом смысле слова было выброшено из своей галактики. Об этом сообщается на сайте Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics, CfA).

Астрономы обнаружили первое в истории гиперзвуковое шаровое скопление CVAVR AVR CodeVision cvavr.ru
Шаровое скопление NVGC-1, выброшенное из галактики M87. Иллюстрация: David A. Aguilar (CfA)

В частности, скопление звезд было "изгнано" из гигантской эллиптической галактики M87 (NGC 4486), расположенной на расстоянии 60 миллионов световых лет от нашей планеты в созвездии Девы.

Скопление получило название HVGC-1. Отметим, что теперь шаровые скопления, выброшенные из галактик будут называться HyperVelocity Globular Cluster (Гиперзвуковое шаровое скопление). По расчетам астрономов, HVGC было выброшено из галактики со скоростью около 3,2 миллионов километров в час. Теперь судьба этого скопления - путешествие в межгалактическом пространстве.

"Астрономы обнаруживали беглые звезд, прежде, но это первый раз, когда мы обнаружили беглое звездное скопление", - говорит Нельсон Колдуэлл (Nelson Caldwell) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Шаровые скопления являются довольно древними объектами, содержащими, как правило, тысячи звезд. Наша галактика, Млечный Путь, является домом для 150 шаровых скоплений, в то время, как в M87 находится тысячи таких скоплений.

Обнаружение HVGC-1 является поистине волей случая. Команда ученых потратила годы на изучение пространства вокруг М87. Основной анализ данных проводился с помощью компьютера, однако любые обнаруженные странности рассматривались астрономами вручную. Одной из "странностей" и стало открытие HVGC-1.

Как получилось, что скопление HVGC-1 выбыло из галактики и теперь путешествует по пространству? Точных ответов астрономы дать не могут, однако есть одно предположение, связанное с двумя сверхмассивными черными дырами в центре M87. Скопление HVGC-1 находилось слишком близко к черным дырам. В результате взаимодействия с ними многие из внешних звезд скопления были сорваны, тем не менее плотное ядро кластера осталось нетронутым. Затем, черные дыры выступили в роли рогатки и отбросили HVGC-1.

Скорость, с которой сейчас движется это звездное скопление настолько высока, что возможно оно уже покинуло пределы галактики M87 и теперь дрейфует в межгалактическом пространстве.