В галактике m82 обнаружена новая сверхновая

В галактике m82 обнаружена новая сверхновая CVAVR AVR CodeVision cvavr.ru

Сверхновая PSN J09554214+6940260. Фото: Леонид Еленин

В галактике M82 (галактика Сигара) была обнаружена сверхновая. Об этом информирует Стас Короткий, российский астроном-любитель, популяризатор наукоёмких наблюдений среди любителей астрономии.

"В известной и близкой галактике М82 из созвездия Б.Медведицы сегодня ночью была открыта яркая сверхновая звезда PSN J09554214+6940260 (временное обозначение)! Ее блеск сейчас составляет уже около +11 зв. вел.! Она доступна для наблюдений даже со скромным телескопом в городских условиях", - пишет Стас в социальной сети "Вконтакте".

Открыл сверхновую доктор Стивен Дж. Фосси из обсерватории в Лондонском университете. Минувшей ночью был проведен спектральный анализ сверхновой, результаты которого позволили сказать, что это сверхновая типа Ia. По предварительным оценкам скорость её расширения составляет 20 тысяч километров в секунду.

Взрывы сверхновых типа Ia являются наиболее мощными и яркими взрывами во Вселенной. Они могут возникнуть в системе двух звезд, вращающихся друг относительно друга. В одном из сценариев одна из звезд является белым карликом, маленькой, но очень плотной звездой, которая ворует материю у своего компаньона и, перенасытившись материалом, переходит предел Чандрасекара – массу в 1,4 раза превышающею массу Солнца. Затем происходит термоядерный взрыв белого карлика. Еще одной причиной появления этих типов сверхновых может быть полное слияние двух белых карликов. Когда они сливаются, материал звезд перемешивается, что ведет к нагреву углерода и кислорода и конечном итоге -  к термоядерному взрыву сверхновой типа Ia.

M82 (NGC 3034, или Сигара) - спиральная галактика в созвездии Большой Медведицы. Это это очаг мощных процессов звездообразования, которые учёные связывают с гравитационным взаимодействием M81 - соседкой галактики. В центре галактики предположительно находится сверхмассивная черная дыра, вокруг которой вращаются еще две менее массивные черные дыры.