Ученые воскресили древнего паука

Останки древнейшего паукообразного, обитавшего на нашей планете 410 миллионов лет назад, настолько хорошо сохранились, что изучающие их специалисты смогли разглядеть все суставы его лап. Это позволило им воссоздать походку животного с помощью компьютерной графики.

Существо, известное как тригонотарбид (Trigonotarbida), считается одним из первых сухопутных хищников. Его добычей, вероятнее всего, были первые нелетающие насекомые и другие беспозвоночные, бегающие и прыгающие в его ареале обитания.

"Нам совсем немного известно о его жизни, – рассказывает Расселл Гарвуд (Russell Garwood), палеонтолог из Манчестерского университета в Великобритании. – Мы можем разглядеть часть его рта, что свидетельствует о том, что питался он примерно так же, как и большинство современных паукообразных, то есть с помощью особой фильтрационной пластины, извергая пищеварительные ферменты на добычу и всасывая жидкую пищу".

Образец, изученный доктором Гарвудом и его коллегами, составляет лишь несколько миллиметров в длину. Он был обнаружен в Шотландии, недалеко от города Абердиншир в Рини − области, богатой окаменелостями времён раннего девона.

Команда обратилась к коллекции, хранящейся в Музее естествознания в Лондоне. Сами экспонаты были обнаружены ещё в 1920 году.

Ископаемое паукообразное возрастом в 410 миллионов лет (фото NHM).

Окаменелость была нарезана очень тонкими пластинами (в несколько десятков микрон), что помогло построить 3D-модели паукообразных так же, как врач создаёт общую картину мозга, изучая снимки нескольких сечений, полученных с помощью компьютерной томографии.

Гарвуд изучил расположение и внутреннюю структуру мышц, части лап, места присоединения их к телу: это помогло восстановить диапазон движения лапок. Затем исследовательская группа сравнила результаты с современными пауками, имеющими схожие пропорции ног.

Программное обеспечение помогло учёным рассчитать центр тяжести и воссоздать ту походку, которая могла быть у столь древнего существа. Тригонотарбид является переменным тетраподом, то есть в любой момент времени с поверхностью соприкасались четыре его лапы.

Компьютерная графика помогла воссоздать как внешний вид, так и манеру движения древнего существа.

Предполагается, что тригонотарбиды были достаточно успешными животными и даже, скорее всего, находились на вершине пищевой цепи своего времени, но около 290 миллионов лет назад их вытеснили более крупные существа.

Подробности исследования были опубликованы в издании Journal of Paleontology.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2014-07-09-68074