Черная дыра в центре нашей Галактике отличается скромным аппетитом

Пять недель наблюдений рентгеновской обсерватории «Чандра» за сверхмассивной черной дырой Sgr A* в центре нашей галактики Млечный Путь показали астрофизикам, что она отличается мирным нравом и совсем скромным аппетитом.

Центр нашей Галактики с черной дырой Sgr A*

Центр нашей Галактики с черной дырой Sgr A*. Фото X-ray: NASA/UMass/D.Wang et al., IR: NASA/STScI

Как и большинство галактик, наш Млечный Путь имеет в своем центре огромную черную дыру с массой Солнца 4 миллионов масс Солнц. Наша Солнечная система находиться на расстоянии около 26 тысяч световых лет от этого «монстра», который может поглотить даже свет. В рамках своего исследования  астрофизики из университета штата Массачусетс в Амхерсте проследили за источниками рентгеновского излучения в окрестностях сверхмассивной черной дыры нашей Галактики Sgr A*(Стрелец А*).

Астрофизикам удалось выделить связанные с черной дырой источники рентгеновского излучения. Проведенный спектральный анализ показал, что излучение лишено характерных линий, создаваемых ионами железа, а это значит то, что излучение не связано с рентгеновским свечением корон звезд, а связано с излучением и падающий в черную дыру газа, который до этого выбрасывают массивные звезды в ядре галактики, причем интенсивность этого процесса сравнительно невелика.

По всем теориям  черная дыра должна всасывать в себя все, что есть вокруг них, однако авторы исследования выяснили, что «сверхмассивная черная дыра крайне плохо «усваивает»  горячий газ и около 99% от общей массы материи выкидывается обратно в космос», - пишут авторы исследования в своей статье. То есть лишь 1% от газа, попадающего в зону доминирования притяжения черной дыры, проваливается за горизонт событий, то есть поглощается дырой. Это открытие не только позволяет прояснить некоторые детали жизни черных дыр, но и объясняет тусклость ядер многих галактик в нашей Вселенной.

Но скоро все может измениться, когда Sgr A* достигнет облако газа,  радиусом примерно в 100 а. е., которое, скорее всего, представляет собой протопланетный диск относительно молодой и небольшой  звезды, которая вращается на расстоянии около 0,1 светового года от  нее. А это случиться уже совсем скоро, начиная с конца 2013 года, в течение 20-40 лет астрономы смогут наблюдать за процессами поглощения облака черной дырой. Скорее всего, этот процесс будет сопровождаться сильным оптическим и рентгеновским излучением.