У звезды Тау Кита обнаружили пять экзопланет

Астрономы обнаружили, что, возможно, вокруг звезды Тау Кита вращается пять экзопланет, причем одна из них находится в так называемой «зоне жизни».

Система Тау Кита глазами художника.

Система Тау Кита глазами художника. Иллюстрация RoPACS network at the University of Hertfordshire

Звезда Тау Кита (HD 10700) находится на расстоянии всего 11,9 световых лет от Земли и видна на небе как звезда третьей звездной величины. Она очень похожа по своим параметрам на наше Солнце - имеет тот же спектральный класс G. Возраст звезды оценивается в 5,8 миллиарда лет (возраст Солнце  оценивается в 4,57 миллиарда лет), а ее масса составляет 78,3% от солнечной. Да она очень похожа на Солнце, поэтому, еще в 1960 году американский астроном Фрэнк Дрейк сделал эту звезду одной из первой целью  «Проекта Озма», в рамках которого ученые слушали радиосигналы в направлении звезды в расчете обнаружить признаки инопланетного разума.

В рамках исследования ученые использовали данные наблюдения Тау Кита проведенных с помощью несколько телескопов, расположенных в Чили, Австралии и Гавайях. Метод, который использовали ученые для обнаружения – так называемый метод Доплера, то есть астрономы пытались вычислить колебания звезды под воздействием планет. К слову, скорость этого периодического покачивания звезды обычно невелика и составляет несколько метров или десятков метров в секунду. Однако ученые разработали компьютерную модель, которая позволила провести точнейшие вычисления колебания звезды, отсеяв при этом посторонние статистические шумы.

В результате обработки данных, авторы исследования установили, что, возможно, в системе Тау Кита вращается, как минимум пять экзопланет, которые имеют  массу в 2, 3,1, 3,6, 4,3 и 6,6 масс Земли. Орбитальные периоды обращения составляют 13,9, 35,4, 94, 168 и 640 дней. Предпоследняя планета, Тау Кита-е, находится в так называемой «зоне жизни», то есть на таком расстоянии от своей звезды, где возможно существование жидкой воды.

Однако это только предварительные данные и теперь астрономы планируют провести ряд дополнительных наблюдений за системой звезды Тау Кита.