Система hd 132563 состоит из трех звезд, вокруг одной из которых вращается экзопланета

В результате десяти лет исследования звездной системы HD 132563 группой астрономов из разных стран мира было установлено, что эта система состоит из трех звезд , вокруг одной из которых вращается экзопланета.

На иллюстрации показана найденная ранее в тройной звездной системе экзопланета Gliese 667. Иллюстрация ESO.

Ранее HD 132563 считалась двойной системой, которая состоит из двух похожих на Солнце звезд с массой 1,081 и 1,010 солнечных на расстоянии 313 световых лет от Земли. Оба компонента системы вращаются относительно друг друга на расстоянии 400 а.е. (а.е. – одна астрономическая единица, равная среднему расстоянию между Солнцем и Землей). Возраст звезд ученые оценили  в 5 млрд лет – примерно чуть больше, чем нашего Солнца.

В своем исследовании, которое растянулось почти на десять лет, ученые,  сопоставив  все полученные за годы наблюдения данные, пришли к мнению, что  первый компонент системы, HD 132563A, сам относится к классу двойных звезд с большим орбитальным периодом, который составляет около 25–30 лет.  Масса открытой третьей звездной составляющей системы HD 132563, которую теперь следует называть тройной, астрономы  оценили в 0,5 - 0,6 солнечных.

Однако помимо того, что HD 132563 попала в категорию тройных систем, ученые обнаружили планету, которая  вращается вокруг новообнаруженного второго компонента  – HD 132563B. Как и сама HD 132563B, новая планета, которая получила индекс HD 132563Вb, была открыта спектроскопическим методом. Она относится к классу газовых гигантов и имеет массу, равную 1,3 массам Юпитера, вращаясь на расстоянии 2,6 а.е. от родительской звезды.

До недавнего времени астрономы были настроены весьма скептически по отношению к гипотезе о существовании планет в подобных звездных системах. Считалось, что меняющиеся силы тяготения в конечном счете будут выкидывать планеты с  их орбит. Однако с открытием нового объекта, который стал восьмой по счету планетой, обнаруженной в системах многокомпонентных звезд, уверенность в том, что стабильные орбиты планет могут существовать долгое время, растет.