Жизнь на планетах вокруг красных карликов может быть малоприятной

Обзор более 200 000 красных карликов  в нашей Галактике показал, что, несмотря на свои небольшие размеры, эти звёзды могут преподнести сюрприз.

Система красного карлика во время вспышки на нем. Иллюстрация NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

Система красного карлика во время вспышки на нём. Иллюстрация NASA, ESA, and G. Bacon (STScI).

Как показывают наблюдения, звёзды типа красных карликов  являются самыми распространёнными звёздными объектами в нашей Вселенной. Красные карлики довольно сильно отличаются от других. Их диаметр и масса не превышает трети солнечной; они испускают очень мало света, иногда в 10 000 раз меньше Солнца; также из-за медленной скорости сгорания водорода красные карлики имеют очень большую продолжительность жизни,  от десятков миллиардов до десятков триллионов лет (красный карлик с массой в 0,1 массы Солнца будет гореть 10 триллионов лет).

Авторы исследования из Space Telescope Science Institute в Балтиморе, штат Мэриленд, с помощью космического телескопа «Хаббл» собрали данные о 215 тысячах красных карликов в течение одной недели, что стало  крупнейшим непрерывным мониторингом красных карликов из когда-либо осуществлённых. В результате было обнаружено кратковременное повышение яркости звёзд, соответствующее вспышкам, - примерно  сто вспышек средней длительностью в 15 минут, в результате которых некоторые красные карлики становились ярче сразу на 10%. «Ранее нам было известно, что такой тип активности характерен для молодых звёзд, но аналогичные процессы, как выясняется, развиваются и на относительно старых и холодных объектах, - отметила руководитель исследования Рэйчел Остен. - На красных карликах, как и на Солнце, источником энергии вспышек становится магнитное пересоединение - процесс, в котором линии магнитного поля из разных магнитных доменов сходятся вместе и быстро перестраиваются. При таком магнитном перезамыкании силовых линий энергия магнитного поля нагревает ближайшие области атмосферы Солнца и разгоняет заряженные частицы до высокой скорости». По словам учёных, магнитные поля красных карликов сильнее солнечного. Если на нашей звезде пятна покрывают менее одного процента поверхности, то у красных карликов они могут занимать половину всей площади.

Поскольку красные карлики считаются самыми распространёнными объектами звёздного типа во Вселенной, то они должны образовывать огромное количество планетных систем. Но если на них такая высокая активность, то вероятная жизнь на планетах, вращающихся вокруг подобных звёзд,  может быть малокомфортной, а в некоторых случаях даже и невозможной.