Астрофизики объяснили возникновение молодых сверхновых

Астрономам удалось объяснить механизм появления молодых сверхновых звезд типа Ia, возраст которых не превосходит 100 миллионов лет. Об этом сообщается в пресс-релизе на сайте Королевского астрономического общества. Работа ученых появилась в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Белый карлик, "крадущий" материю у компаньона. Иллюстрация с сайта lbl.gov
Согласно современным представлениям, сверхновые подобного типа возникают в результате взрыва белых карликов в двойных системах. Карлики представляют собой последний этап эволюции звезд массой менее 9-10 солнечных, и внутри них не происходит термоядерных реакций.

В системе белый карлик с помощью гравитационного поля "ворует" материю у звезды-компаньона. Когда масса карлика почти достигает так называемого предела Чандрасекара, равного 1,4 солнечных масс, то внутри карлика запускаются термоядерные реакции и происходит мощный взрыв, который наблюдается с Земли как сверхновая.

В рамках исследования ученые построили компьютерную модель эволюции двойной системы и применили ее к 2600 подобным объектам. В результате астрофизикам удалось получить хорошее согласование предсказаний и данных наблюдений, включая появление сверхновых класса Ia уже через 100 миллионов лет после формирования двойной системы.

Данные сверхновые используются астрономами для определения расстояния до удаленных галактик. Это связано с тем, что зависимость светимости от времени у всех сверхновых этого класса одинаковая (данный факт не получил до сих пор удовлетворительного научного объяснения). Для определения расстояния ученые сравнивают видимую звездную величину сверхновой с предсказываемой, чем она меньше - тем звезда дальше. Именно изучение этих сверхновых привело астрофизиков к открытию ускоренного расширения вселенной и темной энергии.

Источник:lenta.ru